Интеллигентный портал винной и невинной культуры и стиляпродюсерский центр


Эноновости

Энотур

Профессиональный интерес

Высокий градус

Эногастрономия

Эноистория

Контакты


Чистая правда ирландского виски.

В сознании массового потребителя ирландский виски прочно ассоциируется с торговой маркой Jameson. Бесспорно, это самый узнаваемый и продаваемый из всех виски Изумрудного острова. Он купажированный и по законам жанра должен состоять из двух компонентов: перегнанного в колоннах не слишком ароматного зернового спирта и дистиллированного в традиционных медных кубах pot still значительно более дорогого и качественного солодового. Все шотландские и большая часть ирландских купажированных виски именно так и сделаны. Но Jameson – особый случай, в нем есть зерновой, но нет ни капли виски солодового. Роль последнего выполняет виски категории single pot still, который готовится путем тройной перегонки из смеси соложеного и несоложеного ячменя. С одной стороны, он считается самым традиционным из всех ирландских виски, с другой, производит его единственный в стране завод Мидлтон.

А. Сидоров

Именно такой ирландский виски, выпускавшийся в первую очередь крупными перегонными заводами Дублина, был настоящим мировым бестселлером на протяжении всего XIX века и оставался самым популярным виски в Англии и США вплоть до начала Первой мировой войны. В дальнейшем пальма первенства перешла к менее качественному, зато значительно более дешевому в производстве шотландскому купажированному виски, основным компонентом которого был выгнанный в колоннах зерновой спирт. Гордые ирландцы, считающие себя изобретателями кельтской «воды жизни», долгое время вообще отказывались признавать купажи настоящим виски. Они упорно продолжали наращивать производство некупажированного виски в традиционных кубах pot still. Стремясь подчеркнуть превосходство своего виски над «неправильным» шотландским, ирландцы впервые ввели в употребление термин Pure Pot Still whiskey, подразумевая под ним виски, выгнанный исключительно в кубах пот стил. При этом размеры ирландских кубов становились все больше и больше, пока не был построен самый большой в мире перегонный куб объемом 144 тыс. литров. Ныне он является главной достопримечательностью музея ирландского виски на старом заводе Мидлтон.

Несмотря на свои гигантские размеры, ирландские кубы пот стил были способны вести лишь дробную или порционную перегонку спиртов. Поэтому в плане производительности им было не угнаться за работавшими непрерывно колоннами шотландцев. Крупный технологический просчет ирландцев был усугублен длительной полосой исторического невезения, которая наступила для национальной индустрии виски с началом Первой мировой войны. Последовавшая затем вооруженная борьба за независимость от Великобритании (1919–1921 гг.) и введение «сухого закона» в США (1919–1933 гг.) в одночасье лишили ирландский виски двух главных рынков внешнего сбыта. В стране один за другим стали закрываться перегонные заводы. Если в 1920 году в Ирландии работало 23 завода, то к началу 1960-х годов их осталось всего четыре.

К этому времени ирландцы в полной мере осознали необходимость массового производства купажей по шотландскому образцу, но главное, чтобы выжить, они решили объединиться. Инициаторами объединения выступили два крупнейших производителя виски Дублина, компании Джон Джемесон и Джон Пауэр, а также завод Мидлтон в графстве Корк. В 1966 году они объединились в Айриш Дистиллерз Груп. В 1972 году к ним присоединился завод Бушмилз из графства Атрим, Северная Ирландия. В 1975 году был построен оборудованный по последнему слову техники новый супер завод Мидлтон. Туда перевели все производства со старого Мидлтона и двух дублинских заводов. Таким образом, в середине 1970-х годов в Ирландии осталось всего два перегонных завода – небольшой завод Бушмилз и вновь построенный завод-гигант Мидлтон. Оба принадлежали Айриш Дистиллерз Груп, которая с 1988 года стала составной частью французского алкогольного концерна Pernod Ricard.

Айриш Дистиллез Груп и ее новые французские хозяева сделали очень много для возрождения былой международной славы ирландского виски. Первоочередная задача маркетинга состояла в том, чтобы сделать его узнаваемым, концептуально отличным от виски главного конкурента – Шотландии. И такая концепция была успешно сформулирована. Суть ее сводилась к трем следующим положениям:

шотландский виски перегоняют дважды, а ирландский – трижды, поэтому последний чище, мягче и легче пьется;
ирландский виски лишен специфического аромата копченого торфа, который присущ виски шотландскому и нравится далеко не всем потребителям;
зрительное отличие в написании слова «виски», в Шотландии это «whisky», а в Ирландии – «whiskey».

Концепция отражала сложившуюся к то­му времени практику производства виски в Айриш Дистиллер Груп, которая по существу являлась монополистом в этой области, и она эффективно сработала. Об этом, в частности, свидетельствует стремительный рост продаж виски Jameson, который уже полтора десятилетия является самым быстрорастущим брендом виски в мире. Локомотив Джемесона вытянул за собой всю категорию ирландских виски, превратив их в самый быстро развивающийся отряд национальных виски.
Первая брешь в монополии Айриш Дистиллерз Груп была пробита в 1987 году, когда ирландский предприниматель и знаток виски Джон Тилинг объявил о создании новой независимой компании Кулей. Вскоре одноименный завод вышел на рынок со своими виски, которые все без исключения были двукратной перегонки, а виски Коннемара – окурен дымом торфа. Это делало мир ирландского виски более многообразным, но, разумеется, шло в разрез с концепцией Айриш Дистиллерз Груп. В 2005 году после приобретения Перно Рикар алкогольного гиганта Алайд Домек французам под давлением антимонопольного комитета пришлось продать Диаджео перегонный завод Бушмилз за 362 млн долл. В 2007 году компания Кулей возобновила перегонку виски на старом заводе Килбегган, который был закрыт в 1953 году. В 2010 году шотландская компания Уильям Грант энд Санз приобрела у ирландской компании Си энд Си Груп за 367 млн долл. права на выпуск второго по объемам продаж после Джемесона ирландского виски марки Талламор Дью. Сам этот виски трехкратной перегонки пока по-прежнему выпускается на принадлежащем Айриш Дистиллерз Груп заводе Мидлтон. Однако шотландцы уже объявили о своем намерении вернуть его производство на старый, закрытый еще в 1954 году, завод Талламор, который, естественно, будет соответствующим образом переоборудован. В самом конце 2011 года американская компания Бим за 92 млн долл. приобрела компанию Кулей с ее двумя перегонными заводами. Хотя Айриш Дистиллерз Груп по-прежнему остается главным производителем ирландского виски (75 % его выпуска), ее не может не беспокоить появление в Ирландии таких мощных конкурентов, как Диаджео, Уильям Грант энд Санз и Бим. В условиях обострившейся конкурентной борьбы Айриш Дистиллерз Груп приняла решение удвоить к 2014 году объем выпуска виски заводом Мидлтон и выделила на эти цели 145 млн долл. Группа также решила активнее использовать свои возможности по производству виски сингл-пот стил. Виски данной категории становится по существу козырной картой Айриш Дистиллерз, так как ни один из ее конкурентов пока не в состоянии его производить.

Из четырех существующих на сегодня перегонных заводов Ирландии (Мидлтон, Бушмилз, Кулей и Килбегган) только первый выпускает виски сингл пот стил, все остальные производят обычные сингл молты. Парадокс заключается в том, что сейчас практически весь объем сингл пот стил уходит на производство различных марок купажированных виски завода Мидлтон. А вот в чистом виде эта квинтэссенция ирландского виски до сих пор производилась просто в мизерных количествах, хотя виски данной категории всегда очень ценился знатоками.

До недавнего времени список сингл пот стилов исчерпывался всего двумя наименованиями – Грин Спот и Редбрест. Причем, оба были чудом сохранившимися реликтами былой эпохи, когда ирландские виноторговцы закупали у заводов дистиллят, самостоятельно выдерживали и разливали виски под собственной торговой маркой. В последние годы положение этой чуть было не исчезнувшей категории ирландских виски стало постепенно меняться в лучшую сторону. В 2000 году был выпущен 15-летний Джемесон Пьюэ Пот Стил, в 2005 году – 15-летний Редбрест (без холодной фильтрации и 46 % об.). Однако по-настоящему переломным стал 2011 год, когда Айриш Дистиллерз Груп приняла решение о наращивании производства и расширении ассортимента данной категории виски, которые отныне стали официально именоваться Single Pot Still, а не Pure Pot Still, как ранее. Причиной переименования стал отказ США допустить на свой рынок виски, в названии которого с точки зрения американцев фигурирует неприемлемая для алкоголя положительная характеристика «чистый» (pure).
Однако в целом переименование оказалось на руку Айриш Дистиллерз Групп, так как согласно принятой в индустрии виски терминологии слово «сингл» однозначно трактуется как виски, перегнанный одним заводом. А в Ирландии есть только один завод, выпускающий виски сингл пот стил, называется он Мидлтон и принадлежит Айриш Дистиллерз Груп.
Для того, чтобы виски данной категории даже зрительно отличались от продукции конкурентов, был разработан специальный логотип с изображением трех перегонных кубов и надписью Single Pot Still. Midleton. Ireland. Теперь этот логотип красуется на контр-этикетках всех виски данной категории, ассортимент которых заметно расширился в 2011–2012 гг. за счет выпуска сразу шести новинок. Это три 12-летних виски: Redbreast «бочковой крепости», Powers John’s Lane (46 % об.) и Yellow Spot (46 % об.), а также три мало серийных виски, лично отобранных Барри Крокеттом, мастером-дистиллером завода Мидлтон: Midleton Barry Crokett Legacy (спирты в возрасте 10–22 лет, 46 % об.), Midleton Single Cask 1997 и 1999 годов дистилляции (винтажные «однобочковые» виски).

Все шесть виски были разлиты без холодной фильтрации. В дальнейшем планируется ежегодный выпуск какого-то нового релиза. Похоже, что Айриш Дистиллерз Груп наконец-то решила всерьез заняться развитием уникальной категории виски.

Светская жизнь

День рождения Никаса Сафронова

Российская Красавица 2015

Весеннее аллегро в бильярдном клубе

Мисс "Бильярд"


Copyright 2015 ©Enoteka. All rights reserved. Designed by Татьяна Лунина

Эноновости

Энонотур

Профессиональный интерес

Высокий градус

Эногастрономия

Эноистория

Контакты